25 лет успеха!
  ru

Время "стрелок" прошло

Публикация в газете Бизнес от 08.07.2005
 

ОХРАННЫЕ УСЛУГИ

“В этом бизнесе существует закономерность, чем мельче клиент, тем более дикие условия для развития бизнеса, а значит, больше проблем.”

 

В детстве Александр Коберский мечтал стать аббатом. Бабушка водила его в костел Босоногих Кармелиток в Бердичеве, и это произвело на него большое впечатление. Александр вырос и стал военным врачом. Служил начальником медслужбы саперного батальона, получал офицерский паек и зарплату $18. Когда он начинал бизнес, то не стремился заработать миллион. Желание было одно: прокормить семью. Сегодня Александру Коберскому принадлежит группа компаний "Альфа-информ", в которую входят юридическая и информационная компании, а также детективное агентство и частное охранное предприятие.

Сотрудники "Альфа-Информ" обеспечивали безопасность Пеле, когда тот приезжал в нашу страну, охраняли съезд австралийских бизнесменов. Услугами компании пользуются General Electric, Coca-Cola, Swatch и другие серьезные клиенты.

 

Как на войне

Когда Коберский уходил из армии, у него, по сути, не было выбора, ведь, согласно статистике, 90% охранных предприятий укомплектованы бывшими офицерами. В 1995 году с армейским товарищем он создал свой первый ЧОП. Но через несколько лет друзья разбежались. Не многие выдерживали накала страстей, царивших в те времена. Рынок был дикий, людей отстреливали, воровали. По принципу - "а ля гер ком а ля гер".

В 1998 году Коберский организовал собственный бизнес. Начальный капитал был смешным - несколько тысяч долларов, офис -60 кв. м, сотрудников - пять человек. "До первых клиентов все сидели без зарплаты. Когда наконец появились заказы, пришлось довольствоваться заработком $200 в месяц. Больше платить не могли, в "Альфа-Информ" было всего четыре клиента, которые приносили $500-800 в месяц. Достаточно долго прибыль не превышала $1500 в месяц".

- Мы в основном занимались мониторингом рынка. Все выглядело примерно так. В ЧОП приходила фирма-производитель, которая выпускала пиво, водку, макароны или еще какой-либо товар. Они хотели проверить компании, которые просили товарные кредиты. Времена были трудные, обычно из пяти-шести компаний, только две оказывались порядочными. Самые совершенные базы правоохранительных органов не в состоянии были отслеживать фирмы-однодневки и держать их под прицелом.

Кофейный марафон

Через некоторое время детективное агентство занялось борьбой с подделками. Долгое время Коберский и его сотрудники работали с компанией, производящей кофе "Пеле".

- У них были серьезные проблемы, суррогат захлестнул регионы России. Его присылали в основном с Западной Украины и из Польши. Пострадавшая фирма передала нам все отличительные признаки настоящего кофе.

Мы ездили по России, делали закупки на рынках и, если находили подделку, сразу же ставили в известность органы УБЭП. Левый товар быстро изымали и отправляли под бульдозер.

- А что, УБЭП города сам не может бороться с подделкой?

- УБЭП не может тщательно заниматься одной маркой. Это слишком узкая направленность- у них и так масса дел, понимаете? Хотя, нужно признать, что когда мы занимались "Пеле", одновременно всплывали и другие поддельные марки.

После вмешательства сотрудников "Альфа-Информ" в нелегальный бизнес кофе, продажа настоящего "Пеле" в целом по России возросла на 40%.

Тикают часики

Однажды к Александру Коберскому пришли гробовщики. Предлагали сотрудничество. И тут в "Альфа-Информ" узнали любопытные вещи. Во-первых, ритуальный бизнес сезонный. Активнее всего люди покидают этот мир со второй половины апреля до ноября. Кроме этого ему поведали и о других, не менее "интересных" нюансах...

- Мир гробового бизнеса очень жесток. Мы в итоге отказались с ними работать. Им помочь невозможно, потому что все насквозь пропитано смертью. Эти товарищи хотели, чтобы мы помогали им захватывать территории на кладбищах. Мы уточнили: постойте, у каждого есть своя земля, зачем ее захватывать? Гробовщики не поняли юмора и обратились в другую компанию.

Существует закономерность: чем мельче клиент, тем более дикие условия для развития бизнеса, а значит, больше проблем. Во многом именно поэтому мы предпочитаем работать с крупными компаниями. Как-то в "Альфа-информ" заглянул весьма странный человек. Он попросил срочно найти телефон султана Брунея, предлагал за услугу несколько тысяч долларов. Ему отказали, хотя могли дать чудаку любой телефон из этой экзотической страны и сказать: звоните, номер верный!

- Думаю, что на идее фикс этого человека – вот так вот запросто поболтать с султаном -какой-нибудь детектив погрел бы руки, -смеется Коберский.- Да не наше это дело -помогать частным лицам. Мы работаем только с юридическими.

- И что у вас за клиенты?

- Это Sun Interbrew, General Electric, компания Mammoet, которая поднимала подводную лодку "Курск", Hoffmann-La Roche, занимающаяся швейцарской фармацевтикой, французская компания Michelin, производящая шины, Samsung, Nestle, Dirol, много крупных российских компаний, которые не хотели бы афишировать, что работают с нами. В их числе одна серьезная авиакомпания.

- А как такие крупные клиенты на вас выходят?

- Обычно по рекомендации.

- Но чтобы репутацию заработать, нужно с чего-то начать. Как вы завоевывали рынок?

- Не обошлось безличных связей. Первой крупной компанией, с которой мы работали, стал Volkswagen. Нам повезло, директором российского представительства этой фирмы был мой хороший знакомый Торстен Брадлер. Он попросил решить для него очень деликатную проблему. После того как мы со всем справились, написал рекомендательное письмо, ну и...

Жучки и стрелки

За восемь лет, что "Альфа-Информ" присутствует на рынке, цены на ее услуги не изменились. Как правило, компания работает на абонентских контрактах и за месяц берет около $1000. При этом не имеет значения, кому предоставляются услуги- западной компании или российской, очень крупной или чуть поменьше. Исключение в цене сделали только для отечественного завода, где делают сублимированный картофель. История была такой. Однажды на директора картофельного завода стал давить один из партнеров, который предприятие фактически обворовал.

- Директор ко мне прибежал и говорит: мне жизни не будет, меня прессует человек ФСБ! "Человек из ФСБ" оказался молдаванином без прописки, который налепил в кабинете у нашего клиента липовых жучков из булавок с прикрученными к ним проводками. Ему прочли закон о частной детективной деятельности и дали пинок под зад. Он в тот же день уехал, и, думаю, сюда никогда не вернется.

Коберский утверждает, что его компания оказывает помощь при возврате долгов и решению других неудобных вопросов, причем достигает эффекта исключительно юридическим путем. Процесс выглядит примерно так: сотрудники "Альфа-информ" готовят претензионные документы, и если компания-должник пытается уйти от выплаты долга, документы передают в суд. Иногда проводятся переговоры. Правда, юристы из "Альфа-информ" могут похвастаться не только знанием Уголовного кодекса, но и крепким телосложением, владением боевых искусств. Такой набор "деловых качеств" действует почти безотказно - в России до сих пор "по одежке" встречают.

- Александр, согласитесь, что раньше были времена, когда вернуть деньги правовым способом было невозможно.

- Сейчас время "стрелок" прошло. Но мы никогда в это не втягивались. Мы не бандиты, чтобы ездить на стрелки. К тому же уровень наших клиентов не позволяет опускаться до подобных разборок, иначе западные клиенты скажут: с вами нам делать нечего. Они уважают свой имидж, и если в прессе появится информация, что компания "Альфа-информ" из-за долга, например, General Electric "забила стрелку с бандитами", репутация серьезной фирмы будет запятнана. И это рикошетом ударит и по нашему бизнесу. Чтобы не навредить себе и людям, мы сознательно ограничили круг клиентов.

- На вашей визитке написано "Владеющий информацией владеет миром", интересно, как вы эту информацию добываете?

- Мы сделали упор на технологии, я имею в виду интернет. Вы, наверное, ждали другого ответа. Думали, мы набрали кучу подслушивающей и подглядывающей аппаратуры? Нет. Вообще, вы читали закон о детективной деятельности? Там зафиксировано каждое действие частного детектива. Ты можешь собирать информацию о человеке или о компании. Но с его письменного разрешения! Ты можешь даже сфотографировать человека в момент совершения преступления! Но предварительно преступник сам должен дать расписку, что согласен позировать. Я не скажу, что это абсурд, но, пожалуй, где-то на грани. Сейчас в Думе идет лоббирование поправок к этому закону, чтобы расширить полномочия детективов, потому что мы вынуждены действовать в слишком узком правовом поле.

Пока закон не смягчили, мы решили отказаться от таких методов работы, потому что не хотим потерять свой бизнес, ведь очень многие компании погорели именно на этом. Три года назад был прецедент, столкнувший нас с очень серьезными людьми в погонах. Несколько дней мы общались с ними не за чашкой чаю. И это стало очень жестким уроком. Из-за мелкой проблемы мы могли лишиться всего бизнеса.

Бизнес в цифрах Сейчас в Москве официально зарегистрировано около 4 тыс. ЧОПов. В России охранных предприятий примерно 18 тыс., хотя их количество постоянно растет. В одной Ассоциации ветеранов группы "Альфа" больше ста ЧОПов. Никто не посчитал охранные структуры "Вымпела", "Витязя" и других подобных военизированных подразделений. На самом деле не нужно слишком напрягаться, чтобы открыть ЧОП. Часто за определенную плату это делают специально обученные люди. Нужно соблюдать одну формальность: директор обязан иметь высшее военное или юридическое образование и пройти медкомиссию. И все. Многие даже этого не удосуживаются сделать и работают нелегально.

- Может приехать человек из Татарстана или с Украины и сказать, что он частный детектив, хотя у него нет ни прописки, ни гражданства, ни лицензии - ничего. А теперь совсем смешные цифры: по официальной статистике, в Москве работают около сотни частных детективов. Зато нелегальный рынок детективных услуг весьма велик, а спектр предлагаемой деятельности почти безграничен - за умеренную плату шпионят за неверными супругами, фирмами-конкурентами и так далее, насколько хватит фантазии заказчика. Кстати, за лицензией многие не обращаются, ведь методы их работы противоречат Уголовному кодексу. Объем рынка охранных услуг составляет примерно $3,5 млрд, что сопоставимо с рекламным рынком. Известно, что работников охранных предприятий и детективных агентств больше, чем сотрудников милиции. Крупные компании давно обзавелись своими небольшими "армиями", укомплектованными по последнему слову техники. Если верить статистике, примерно 5% ЧОПов обслуживают криминал.

- Принято считать, что милиция и бандиты часто находятся в одной связке, а детективные агентства вообще напрямую работают с людьми, нарушающими закон.

- Дыма без огня не бывает. Что и говорить, оборотни в погонах встречаются. Что касается ЧОПов, то действительно сказанное вами часто является правдой. Ведь ЧОП - это уникальная возможность для криминалитета держать оружие легально. А охранные предприятия имеют право покупать стволы и распоряжаться ими по своему усмотрению.

- Вы общаетесь с зарубежными коллегами?

- Да, мы сотрудничаем с английской компанией Dun & Bradstreet. У них очень большой банк достоверной информации о западных компаниях. Мы покупаем у англичан те сведения, которые нас интересуют. Еще мы работаем с большой польской компанией Consulnet.

- Вы видите разницу в том, как развивается охранный и детективный бизнес у нас и на Западе?

- В Западной Европе частные детективы работают много веков и рынок там устоявшийся и понятный. Но рынок Польши, Чехии, Венгрии, Болгарии мало отличается от российского. Разница лишь в масштабах. Но благодаря этой разнице они гораздо раньше решили больной для России вопрос -справились с криминальным оттенком этого бизнеса. Нашей стране еще предстоит решить эту проблему.

Наталья Николайчик

08.07.2005